№ 14

( 2028 )

Вторник,

30 сентября

1997 г.

Выходит

с апреля 1921 г.

Слово за вами,
дорогие читатели!

Администрация университета решила, что наш славный солидный вуз должен быть представлен в мире прессы более солидным изданием. И нам ничего не оставалось делать, как ответить: “Есть!”. Что из этого получилось, судить вам, дорогие читатели. Но, пожалуйста, не очень строго, так как эта первая наша “толстушка” подготовлена тем же количественным составом редакции численностью аж в два человека. Но весь расчет на то, что вас, авторов, в университете “тьмы и тьмы”, т.е. на профессорско преподавательский состав, студентов, которым есть о чем поведать миру, но до сих пор не было такой возможности. И вот сейчас стараниями администрации она появилась. На 12 страницах (таким стал объем нашей газеты) найдется место для всех, желающих его получить.

Основной темой нашей газеты была и останется жизнь вуза во всех ее проявлениях. Все мы, т.е. многотысячный коллектив ДонГТУ, работаем на сравнительно небольшой территории, но подчас о каких-то интересных начинаниях, полезном опыте находящихся рядом коллег узнаем, выехав кудато на конференцию. Поэтому наша новая рубрика “Эврика” для тех, кто ищет и находит, предлагает новое в учебном процессе и воспитательной работе, делает открытия в науке или находит неординарные решения ординарных проблем.

Несмотря на трудные времена, наши ученые, хоть и не так часто, как это было раньше, выезжают на конференции, семинары, форумы и другие представительные собрания, в том числе в дальнее зарубежье. Мы надеемся, что полученную во время поездок интересную информацию они не станут скрывать от наших читателей, а щедро поделятся ею на страницах “Донецкого политехника”, как это сделали в нашей первой “толстушке” профессор Б.С. Панов и доцент И.В. Киселева. Итак, рубрика “Научные встречи” для всех тех, кто в них участвует.

В последнее время в университете заметно оживилось сотрудничество с вузами из ближнего и дальнего зарубежья. О ходе его, новых проявлениях, договорах и контактах мы будем рассказывать в материалах под рубрикой “Международные связи ДонГТУ”, а о работе наших новых учебных подразделений института международного сотрудничества в публикациях под рубрикой “Загранфакультеты” ДонГТУ”.

Образование не может развиваться без науки. Поэтому мы приглашаем ученых университета по возможности популярно рассказывать о своих научных разработках и о сотрудничестве с производством в материалах под рубрикой “Ученые производству”.

Для тех, кого привлекает кибернетический простор, захватывает работа с компьютером, наша постоянная рубрика “Компьютерный мир”.

Мы также будем вести в газете “Официальный отдел”, давать “Вести с кафедр”, поднимать проблемы “Под острым углом”, информировать о финансовом состоянии вуза, публиковать материалы под рубриками “Точка зрения”, “Память”, “Физкультпривет” и многими другими.

О проблемах молодежи, ее лучших представителях, о развлечениях и увлечениях молодых поведают наши студенческие корреспонденты в разделе “Студинфо”.

Теперь, надеемся, появится место в “Донецком политехнике” и для лучших образцов художественного творчества студентов, преподавателей и сотрудников вуза, для юмора. Главное, дорогой читатель, не скрывай талантов!

Очень хочется верить, что общими усилиями мы сделаем нашу газету интересной для всех. Пока она будет выходить один раз в месяц. Но если этот первый выпуск пробудит новых авторов, если их будет становиться все больше, а места для реализации творчества каждого все меньше, то наш пульс участится и соответственно возрастет периодичность. Так что слово за вами, дорогие наши читатели!

Остается только добавить, что газета будет поступать во многие города Донецкой области, где находятся многочисленные учебные подразделения нашего вуза, а также во многие вузы Украины и зарубежья. Электронная версия "Донецкого политехника" имеется и на WWW сервере "www.dgtu.donetsk.ua".

Е.Коваленко, редактор.

 

Анонс

 

Как сложилась

Как сложилась

стоимость

 Вопрос о повышении платы за проживание в общежитии, естественно, взбудоражил студентов и в то же время показал полнейшую неосведомленность большинства из них как в финансовом положении университета, так и во многих других вопросах университетской жизни. Для всех ходоков за правдой стало откровением то, что уже четыре года из госбюджета не выделяется ни копейки ни по каким статьям расходов, которые несет университет. Задолженность вуза по оплате коммунальных услуг составила уже 6 миллионов гривен. Поэтому повышение платы за проживание в общежитии это, как мы уже писали, вынужденная мера.

Многие задают вопрос, как она, эта стоимость, сложилась? Вот какие пояснения дала главный бухгалтер университета Т.М. Касьянова.

Во-первых, поясню, что согласно Постановлению Кабинета Министров N 38 от 20 января 1997 г. в состав перечня платных услуг, которые может предоставлять вуз, входит и плата за проживание студентов в общежитиях. Размер ее устанавливает администрация учебного заведения.

В нашу калькуляцию стоимости проживания включены следующие затраты: оплата жилплощади, отопления, холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и стирки белья. Все расчеты по этим статьям затрат сделаны на основании тарифов, установленных для государственного жилищного фонда. Согласно им оплата жилплощади составляет 19 коп. за 1 м2, отопления 57 коп. за 1 м2.

Стоимость горячей воды определяется в зависимости от количества ее потребления на одного человека. Если по тарифам для городского жилищного фонда берется 4 грн. 70коп. на человека, то у нас получается, например, для жильцов общежития N 2, 1 грн. 20 коп. Газ рассчитывается по потребляемому объему в зависимости от количества жильцов. В общежитии N 2 это 1 грн. 38 коп. на человека.

Стоимость вывоза мусора определяется из расчета на одного человека в год 0.91 куба (стоимость одного куба 4 грн. 38 коп., а вывоз мусора на одного человека в месяц получается 33 коп.).

Стирка одного килограмма белья стоит 1 грн. 22 коп. Комплект его весит 1,85 кг. Белье меняется каждые 10 дней, значит в месяц за эту услугу надо заплатить 6 грн. 77 коп.

Исходя из приведенных выше расчетов и сложилась такая стоимость проживания по общежитиям (см. таблицу).

Хочу обратить внимание на то, что установленная нами стоимость проживания покрывает лишь до 30% реальных расходов, которые несет университет. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые примеры. Так, стоимость отопления на одного студента должна бы составить 25 грн. 87 коп., по нашей калькуляции это 4 грн. 22 коп., электроэнергии по фактическим затратам 5 грн. 21 коп., а по калькуляции 2 грн. 04 коп., горячей воды 7 грн. 85 коп., по калькуляции 1 грн. 02 коп. и т.д.

Принято также решение, что плата за проживание сирот, лиц, пострадавших во время Чернобыльской аварии, а также студентов из малообеспеченных семей (при наличии документа о получении семьей государственного пособия), будет производиться за счет средств факультетов. Кроме того с отделом субсидий отлажен механизм оформления студентами субсидий на жилищнокоммунальные услуги. По этому вопросу следует обратиться в стипендиальный или расчетный отделы бухгалтерии (первый этаж II уч. корпуса).

 

Деканы ответят
на все вопросы

Первый и третий вторник каждого месяца деканы будут проводить пресс-конференции для всех желающих студентов своих факультетов. Объявления о времени и месте их проведения будут вывешены возле деканатов.

В ученом совете

ДонГТУ

5 сентября состоялось первое в этом учебном году заседание ученого совета университета, на котором был рассмотрен ряд вопросов, в том числе о преподавании химии в условиях перестройки высшего образования в Украине. С сообщением на эту тему выступил зав. кафедрой общей химии профессор В.В. Приседский. Он обратил внимание на особые требования к учебнометодической работе, предъявляемые в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов. Это требует от преподавательского состава корректировки учебного процесса. В связи с этим кафедра общей химии проводит методическую работу в следующих направлениях:

подготовка полного набора учебников и учебных пособий по теоретическому содержанию курса, лабораторному практикуму, лекционному демонстрационному эксперименту;

разработка учебного пакета, содержащего материалы для самостоятельной работы студентов, что в значительной мере облегчает подготовку по конкретной тематике.

Ученый совет университета, обсудив выступление профессора В.В. Приседского, принял решение рекомендовать методическому центру ДонГТУ рассмотреть вопрос о проведении научно-методической конференции о концепции обучения в условиях увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

В. Гапеев,
ученый секретарь совета ДонГТУ.

 

 

Вести с кафедр

Украинского и русского языков

Ученым советом университета утверждено положение о присвоении ученого звания “Почетный профессор ДонГТУ”. Первым обладателем этого титула стала зав. кафедрой украинского и русского языков доцент Л.П. Семенова.

Общей электротехники

В новой, хорошо оснащенной лаборатории студенты энергетического факультета приступили к изучению не так давно введенного в учебные планы курса “Преобразовательная техника”, к которому разработан и издан полный комплект методических пособий.

* * *

Еще одним современным компьютером пополнился парк вычислительной техники этой кафедры. В ближайшее время этот компьютер будет подключен к сети Internet.

Аэрологии и экологии

В конце февраля кафедра получила лицензию Мин образования на специальность “Менеджмент природоохранной деятельности”. Желающих получить эту специальность оказалось так много, что вместо запланированных 25 человек приняли 50, причем все они полностью оплачивают свое обучение.

* * *

В августе получена лицензия Донецкого управления по делам печати на издание журнала “Проблемы экологии”, выпуск которого будет курировать эта кафедра.

Жизнь

Профсоюзов

Намечены стратегические цели

В начале сентября Донецкий обком образования и науки провел семинар председателей профсоюзных комитетов, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся в образовании, были поставлены стратегические цели и задачи перед профсоюзными организациями. Участники семинара отметили, что процесс разрушения системы образования привел к значительной перенагрузке работников образования, снижению уровня реальной заработной платы и систематическим задержкам ее выплат, резкому ухудшению условий обучения, попыткам закрытия учебных заведений и сокращения штатов.

В связи с этим на семинаре были намечены стратегические цели: воссоздание системы образования, обеспечивающей обучение на уровне общественных и государственных потребителей и мировых стандартов; соответствующая мировому уровню оплата труда преподавателей; организационное укрепление профсоюзов. Ближайшими задачами профсоюзов являются борьба против уменьшения штатов преподавателей, обеспечение минимально достаточного финансирования для содержания учебных заведений, участие в предвыборной кампании 1998 г.

В. Польченко,
зам. председателя профкома сотрудников ДонГТУ.

 

В ученом совете ДонГТУ

5 сентября состоялось первое в этом учебном году заседание ученого совета университета, на котором был рассмотрен ряд вопросов, в том числе о преподавании химии в условиях перестройки высшего образования в Украине. С сообщением на эту тему выступил зав. кафедрой общей химии профессор В.В. Приседский. Он обратил внимание на особые требования к учебно-методической работе, предъявляемые в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов. Это требует от преподавательского состава корректировки учебного процесса. В связи с этим кафедра общей химии проводит методическую работу в следующих направлениях:

подготовка полного набора учебников и учебных пособий по теоретическому содержанию курса, лабораторному практикуму, лекционному демонстрационному эксперименту;

разработка учебного пакета, содержащего материалы для самостоятельной работы студентов, что в значительной мере облегчает подготовку по конкретной тематике.

Ученый совет университета, обсудив выступление профессора В.В. Приседского, принял решение рекомендовать методическому центру ДонГТУ рассмотреть вопрос о проведении научнометодической конференции о концепции обучения в условиях увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

В. Гапеев,
ученый секретарь совета ДонГТУ.

С днем рождения,
Учитель Сапицкий!

2 октября профессору, доктору технических наук, заведующему кафедрой РПМ, академику Академии горных наук Украины, Заслуженному деятелю науки УССР, обладателю ордена Октябрьской революции, знаков "Шахтерская слава" 1, 2 и 3й степеней Константину Федоровичу САПИЦКОМУ исполняется 70 лет.

 

 

В то, что ему семьдесят, верится не очень. Энергии его позавидуют некоторые пятидесятилетние. Научные титулы, достижения, количество монографий и учебников пусть перечислят во многих официальных приветствиях. А то, что он просто хороший человек, могут подтвердить не только тридцать сотрудников кафедры, которой он заведует уже 27 лет. Скажут об этом сотни выпускников ДПИ, десятки бывших его аспирантов в Украине и за границей. Из ста выпускников 99 скажут: “Я дипломировался по кафедре Сапицкого”. За четверть века фамилия его стала неотделима от названия кафедры РПМ. Среди учеников его есть деканы и министры, профессора и генеральные директора. Даже такой известный человек как экспремьер Украины Ефим Звягильский “давно тому назад” писал диплом под руководством молодого ассистента Сапицкого.

По гороскопу он Весы. Астрологи приписывают этому знаку сочетание различных способностей и интересов. Так и у него. На одной чаше авторитет видного ученого горняка, на другой писательское и журналистское дарование. В прошлом многолетний редактор той самой газеты, что ты, читатель, держишь в руках это он. Автор пьесы про Алексея Стаханова и рассказов из шахтерской жизни это тоже он. Интеллигентный, эрудированный рассказчик и автор афоризма “слова, рожденные в забое” тоже он. И президент университетского “Клуба семи” это тоже Константин Федорович Сапицкий.

Много лет назад, мне, дипломнику, один преподаватель, а впоследствии мой хороший друг, подарил после защиты книгу с дарственной надписью: “Победителю ученику от непобедимого учителя”. И хоть идея не моя, но слова про “непобедимого учителя”, над которым не властны прожитые семь десятков лет, очень подходят и к сегодняшнему юбилею Константина Федоровича и ко Дню работников образования, который празднуем мы в эти же дни.

 

С днем рождения, Учитель Сапицкий!

Александр Макеев.

 

 

Педагогические

Размышления

 

Предложения профессора Г. Рогозина и меры, направленные на повышение престижности университетского образования, изложенные в статье “Подготовка технической элиты: фантазия или реальность?”, опубликованной в “Донецком политехнике”, заслуживают всеобщего внимания и одобрения. Хотя, помоему, несколько настораживает чрезмерное увлечение различными методиками, заимствованными из зарубежных школ высшего образования. Мы должны учитывать, что в других странах и экономика, и менталитет народа, а следовательно и студенчества, иные. Необходимо знать все, что делается в сфере высшего образования за рубежом, но это вовсе не означает, что само образование находится там на более высоком уровне, и поэтому не нужно неоправданно заимствовать чуждые для нашей системы методики. Например, пресловутая рейтинговая система, которая прижилась в высшей школе многих цивилизованных стран мира. Пришла же она из спорта, где контингент спортсменов подбирается по многим показателям (мужской или женский вид спорта, возраст, вес и т.д.). Поэтому в спорте рейтинг более четко определяет физические параметры и достижения спортсмена. Механическое же перенесение рейтинга на студенческое общество, на сложнейший процесс обучения, на мой взгляд, не эффективнее нашей традиционной пятибалльной системы оценок. И в аспирантуру мы принимаем достойных без рейтинговой оценки, которая необоснованно усложнена в вузе.

Мне представляется необходимым остановиться на некоторых моральных аспектах престижности университетского образования. Например, язык общения студентов. К сожалению, он далеко не элитарный, а скорее бульварный в самом плохом смысле, в последние годы все больше и больше засоряющийся нецензурщиной. Юноши и девушки, изучающие университетские дисциплины, должны хорошо усвоить истину хорошо говорить означает хорошо мыслить. Университетский диплом обязывает его владельца быть интеллигентом во всех отношениях. О вреде курения говорено и написано очень много. Медики и психологи научно доказали, что курение вредно для всех, но особенно для созревающего человека, тем более если он изучает разные науки. Процесс мыслительной деятельности несовместим с курением.

Или вот еще один аспект. Как известно, по-настоящему интеллигентный человек не позволит себе опаздывать на заранее намеченную встречу, какое-то мероприятие и т.д. А что мы видим в нашем университете? Для очень многих студентов несвоевременный приход на занятия стал нормой.

Говоря о воспитании университетской элиты, нельзя не затронуть такой важный фактор, как внешний вид студента. Раньше во многих вузах была студенческая форма, дисциплинирующая юношей и девушек и исключающая расхлябанность и неряшливость. Сейчас формы нет. К чему это иногда приводит? Приведу полу анекдотический случай. Недавно на кафедру явилась студентка экономического факультета в экстравагантном одеянии. Ее красивое изящное тело было символически прикрыто, оставляя красоваться пуп. Конечно же, своим видом она приковала внимание всех присутствующих. Но так как университетские аудитории не эстрадные площадки и не пляжи, я не допустил ее к занятиям, а попросил (вежливо) пойти домой переодеться. На занятиях надо работать, а не рекламировать свои телеса. Это крайний случай невоспитанности юной девушки. Ну а сколько ребят ходят на занятия в помятых, грязных, специально протертых джинсах или спортивной одежде?!

В своей воспитательной работе мы больше ориентируемся на формы, исходящие от нас самих, воспитателей. Но надо искать действенные рычаги, которые возбуждали бы внутреннюю активность и исходили бы от самих студентов, академических групп, то есть, изнутри, а не извне. Опыт многих групп нашего университета свидетельствует, что мнение друзей сокурсников об учебе и поведении того или иного студента является очень действенным средством. Если в академ группе сложился боевой коллектив, реагирующий на отклонения об общепринятых норм поведения, исправляются даже самые “неуправляемые” молодые люди. Там же, где царят безразличие, всепрощенчество, беспринципность, как правило, очень часты нарушения дисциплины, моральных норм. И задачей преподавателей должно стать стремление развивать активность студентов, их тягу к знаниям, воспитание лучших черт интеллигентности.

К. Сапицкий,
зав. кафедрой РПМ.

 

Ученые ДонГТУ

Х И М И К
милостью Божьей

 

Профессор Д.М. Паладе (в центре)

со своими аспирантами и докторантами.

Есть в Периодической системе Д.И.Менделеева элемент № 46 палладий, обладающий многими уникальными свойствами. Пожалуй, не случайно ведущий лектор по неорганической химии, доктор химических наук, профессор кафедры “Прикладная экология и охрана окружающей среды” Дмитрий Михайлович Паладе имеет такую “химическую” фамилию.

Дмитрий Михайлович родился, вырос учился и начал свою трудовую деятельность в Молдавии, но вот уже более 30 лет работает в нашем университете, и для него Украина стала второй Родиной. За время работы в нашем вузе он создал и возглавил новое научное направление по синтезу и изучению свойств обратимых переносчиков молекулярного кислорода синтетических моделей гемоглобина. Им подготовлено девять кандидатов химических наук, пятеро из которых (доценты Ю.Л.Попов, В.С.Семыкин, В.В.Шаповалов, И.Д.Ожерельев и ассистент Т.Н.Волох) преподают на факультете экологии и химической технологии в нашем университете. Активную преподавательскую и научную деятельность (на его счету 167 печатных работ и 5 авторских свидетельств) профессор Паладе успешно совмещает с работой в ученом совете ДонГТУ по защите диссертаций, в Научном совете по неорганической химии Национальной Академии наук Украины.

Работы Дмитрия Михайловича получили международное признание он является действительным членом Нью-йоркской Академии наук, под его руководством в нашем университете было проведено три международных семинара по бионеорганической химии, его работы и работы его учеников стимулировались Фондом Сороса.

В свои 65 лет Дмитрий Михайлович полон энергии и новых творческих планов. Так держать!

 

Ю.Попов, В.Семыкин,
доценты.

 

“Над нами не властны года”

Как облака приходят и уходят,

Так наши души по Вселенной бродят...

Борис Радевич.

4 августа этого года исполнилось бы 85 лет известному донецкому поэту Борису Радевичу, более тридцати лет проработавшему в нашем университете преподавателем английского языка. Он был педагогом по профессии и литератором по призванию. Первая его книга вышла в 1946 году, а в 1947ом Борис Леонидович становится членом Союза писателей Украины. Он автор десяти поэтических сборников, лучшие из которых “Встреча”, “Голубые скалы”, “Песня о счастье”, “Золотые трамваи”. Изпод его пера вышли книга рассказов “Майяджи” и очерк “Донецкий индустриальный институт”. Со свойственным Борису Радевичу лиризмом написаны стихи о шахтерах, металлургах, о романтике трудных дорог, о рыбаках, с которыми довелось ему не раз бывать в далеком плаванье. Немало поэтических строк посвящено родному институту, студентам ДонГТУ.

Много сил и энергии отдавал Борис Леонидович художественным переводам с немецкого, английского, белорусского и болгарского языков. Всю жизнь Б. Радевич был большим другом библиотеки. Запомнился он нам жизнелюбом, добродушным, веселым, никогда не унывающим человеком. Борис Леонидович часто шутил и любил сочинять иронические экспромты в наш адрес. Но были у него и возвышенные стихи, посвященные библиотекарю.

Вдова ,Татьяна Александровна Радевич, передала нашей библиотеке в дар 150 книг из личного собрания своего мужа, среди которых много поэтических сборников украинских и зарубежных авторов, за что мы ей очень благодарны.

В. Волкова,

зам. директора библиотеки;

О.Захарова,

зав. сектором библиографии.

 

Новые поступления

 

Будишевский В.А., Мухопад Н.Д., Сулима А.А., Кислун В.А. Шахтный транспорт. Д. Новый мир, 1997. 349 с.

Систематизированы материалы о многочисленных типах транспортных средств, даны их назначение, устройство, методы выбора. Рассмотрены вопросы менеджмента в шахтном транспорте, дана структура управления.

Для студентов вузов, которые обучаются по специальностям “Менеджмент в производственной сфере”, “Экономика предприятий”, “Автоматизация технологических процессов и производств”.

Пак В.В., Носенко Ю.Л. Высшая математика: Учебник. Д.: Сталкер, 1997. 560 с.

В учебнике в соответствии с программой систематически изложен курс высшей математики для студентов высших учебных заведений. Значительное внимание уделено прикладным аспектам математического аппарата, особенно определенного, и кратным интегралам, теории функций комплексной переменной, дифференциальных уравнений и др.

Теоретический материал иллюстрирован большим количеством задач горного дела, металлургии, машиностроения, энергетики. Устанавливаются соответствия математических соотношений и реальности.

Горак Г. Філософія: Курс лекцій. К.: Вілбор, 1997. 271 с.

Посiбник виконаний в дусi трансформацiйних процесiв у гуманiтарнiй освiтi i має багатоадресне спрямування. Головним чином вiн призначається тим, хто вивчає фiлософiю в учбових закладах, може бути корисним для викладачiв курсу фiлософiї.

Фигурнов В. IBM PC для пользователя. 7е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРАМ, 1997. 638 с.

Книга содержит подробное и доступное для начинающих описание возможностей компьютеров, их устройств, программ, локальных и глобальных сетей, методик правильной работы в среде DOS и Windows, способов использования наиболее популярных и полезных программ Norton Commander, Norton Utilities и т.д. Книга будет полезна для начинающих и для опытных пользователей IBM PC совместимых компьютеров.

Левин А. Самоучитель работы на компьютере. 3е изд., испр. и доп. М.: Междунар. агентство “A. D. & T”: Нолидж, 1997. 479 с.

Третье издание популярной книги для начинающих пользователей персональных компьютеров. Посвящено практическим вопросам освоения ПК. Большое внимание уделено самым характерным трудностям и проблемам, обращается внимание на типичные ошибки.

Райзберг Б.А., Благодатин А.А., Грядовая О.В. и др. Курс экономики. Учебник под ред. Райзберга Б.А. М.: ИНФРАМ, 1997. 713 с.

Настоящий учебник, созданный коллективом квалифицированных специалистов под руководством известного ученогоэкономиста, имеет целью изложить читателям экономические представления на самом современном уровне. Книга рассчитана на людей, изучающих экономику, занятых бизнесом, практических специалистов.

Дорнбуш, Рудигер, Фишер, Стэнли. Макроэкономика: Учебник/ Пер. с англ. О.В.Ивановой и др. М.: Издво МГУ: ИНФРАМ, 1997. 783 с.

Данный учебник является одним из популярнейших учебников по макроэкономической теории во всем мире. Он включает практически все основные разделы современной макроэкономики. Для студентов, аспирантов, научных и практических работников, занимающихся вопросами макроэкономической теории и политики.

 

Отдел библиографии.

 

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

 

В июле этого года в австралийском городе Мельбурн в университете им. Монаша состоялся первый форум по инженерному образованию стран азиатско-тихоокеанского региона, на котором Украину представляли профессор из Киевского национального технического университета А.И. Петренко и зав. кафедрой РМПИ нашего университета профессор Б.С. Панов. Мы попросили Бориса Семеновича рассказать об этом форуме.

Организатором форума был созданный ЮНЕСКО в 1994 г. Международный центр по инженерному образованию, которым руководит почетный доктор наук ДонГТУ, профессор университета им. Монаша З. Пудловский. В работе форума участвовало более 100 представителей технических университетов и других учебных заведений из 25 стран мира (Австралия, Бруней, Гонконг, Зимбабве, Индия, Индонезия, Китай, Колумбия, Новая Гвинея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония, ЮАР, Румыния и др.). Страны СНГ были представлены Украиной (2 участника) и Россией (1).

Первый день работы форума, после приветствий официальных лиц, начался докладом П. Дарваля и З. Пудловского о постановке инженерного образования в странах азиатско-тихоокеанского региона. В этом докладе и последующих выступлениях представителей разных стран мира подчеркивалась необходимость всемерного развития и совершенствования высшего инженерно-технического образования. Особенно актуальны эти вопросы для азиатско-тихоокеанского региона, вклад которого в мировую экономику к 2000 году по оценкам Международного банка составит
40 %. Ускоренное экономическое развитие этого региона, как и некоторых других, связано не только с новыми научными разработками и технологиями, но и их практическим осуществлением хорошо подготовленными научно-техническими кадрами. Помимо организации новых вузов в этом регионе, отмечался впечатляющий рост числа студентов из Китая, Гонконга, Ю. Кореи, Малайзии, Индии, Сингапура, Таиланда, Индонезии и Японии в университетах Австралии (с 28823 в 1993 г. до 43761 в 1995г.), США и Канады,
где обучается более 250 тыс. представителей этих стран.

На первом пленарном заседании в докладе А. Минаева (ДонГТУ), Г. Оливера и С. Клэриджа (Портсмутский университет, Англия) “О совершенствовании программ инженерной подготовки по охране окружающей среды в Донецком государственном техническом университете”, с которым выступил Г. Оливер, был обобщен опыт выполнения совместного проекта по подготовке инженерных кадров с экологической направленностью, способных решать жизненно важные для промышленных регионов, особенно Донбасса, вопросы охраны окружающей среды. Кризисное состояние природной среды Донецкого бассейна определяется тем, что почвенный покров, водная и воздушная среда загрязнены многими токсичными химическими элементами и соединениями в количествах, намного превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК). В этой ситуации необходимо предпринимать все меры по ослаблению и устранению негативных экологических последствий. Учитывая современное состояние экономики Украины, необходимо искать пути широкого международного сотрудничества при подготовке соответствующих инженерных кадров. Примером такого успешного сотрудничества, которое будет развиваться и дальше, является совместная работа ДонГТУ и Портсмутского университета.

Интерес участников форума вызвал доклад С. Митковского и З. Пудловского (Краковский и Монашский университеты) о системе высшего образования в Польше. Несмотря на уменьшение бюджетных ассигнований с 1,06 % валового национального продукта в 1990 г. до 0,77 % (1994 г.) 0,87 % (1996 г.) общее количество студентов в вузах страны за этот период не только не уменьшалось, но существенно увеличилось (с 390 тыс. до 635 тыс.). Это произошло за счет расширения заочного и вечернего образования, а также введения частичной платы за обучение. Удалось не только сохранить профессорско-преподавательский состав, но и увеличить его (с 61 тыс. в 1990 г. до 62,5 тыс. в 1994 г.). Средний возраст лектора преподавателя в Польше 44 года, а профессора 61. Ежемесячная заработная плата работников вузов в настоящее время такова: профессор 650 долларов США, доцент 550, лектор преподаватель 400, ассистент 300.

На примере Краковского горно-металлургического университета было показано, как при общем уменьшении государственных ассигнований были изысканы возможности привлечения внебюджетных средств, в том числе зарубежных, для общего увеличения расходов на учебную, научно-исследовательскую и другие виды работ, а также совершенствования лабораторной базы университета.

В докладе Х.П. Йенсена и М. Гундструпа (Датский технический университет) “Международное сотрудничество путь подготовки студентов к профессиональной инженерной карьере” подчеркивалась необходимость готовить “глобальных” инженеров, имеющих не только необходимые знания по выбранной специальности, но и умеющих сотрудничать со своими коллегами из других стран при разработке и реализации международных проектов.

В докладах С. Ахмеда (Гонконгский политехнический университет), М. Кхана (университет Дарэссалама, Бруней),
С. Сомсири (университет Бангкока, Тайланд) и других обобщался опыт преподавания различных дисциплин и подготовки инженерных кадров, отмечалось внимание правительственных структур и частных компаний к обеспечению полноценной работы вузов азиатско-тихоокеанского региона.

Были продемонстрированы разработанные компьютерно обучающие системы, позволяющие широко использовать возможности компьютерной графики для наглядности преподавания и постоянной самооценки студентом степени усвоения учебного материала. Интерес вызвала разработанная проф. А. Петренко в Национальном техническом университете Украины (г. Киев) система компьютерных информационных технологий, отличающаяся новизной и существенно помогающая в подготовке инженеров.

Большое внимание уделялось необходимости готовить кадры, владеющие не только профессиональными знаниями, но и способные проводить инженерно-экономический анализ проектов, делать их оптимальный выбор, учитывать рациональные затраты людских и материальных ресурсов и широко участвовать в осуществлении международных проектов.

Подчеркивалось, что в настоящее время требования американской инженерной ассоциации к специалисту “уметь организовать, руководить и контролировать человеческие усилия и природные ресурсы для пользы, удобства и роста благосостояния общества” уже недостаточны. Современное общество, что наглядно видно на примере Австралии, выдвигает новые требования к усилению подготовки инженеров в области менеджмента и охраны окружающей среды.

Заинтересованно проходило обсуждение вопросов заочного образования. Доклад о его состоянии в Центральном и Южноамериканском регионах, где в 10 странах проживает более 250 млн. человек, сделали Ж. Афандер и Г. Мейа (университет г. Сантафе, Колумбия). Среднегодовой доход в этом регионе составляет всего 1783 доллара США, что в 15 раз меньше, чем в индустриальных странах, поэтому значительное число молодежи лишено возможности получить образование, особенно высшее. В связи с этим развитие заочного образования разных уровней имеет здесь очень важное значение. По так называемой открытой университетской системе в Мексике обучается 300 тыс. студентов, в Колумбии на заочных отделениях университетов 250 тыс., в Эквадоре 60 тыс. и т.д.

Проведенный форум показал растущий интерес во всем мире к расширению инженерного образования и его совершенствованию с учетом новых задач, которые ставит XXI век перед человеческим обществом.

В сентябре 1998 г. в Кракове состоится Глобальный Конгресс по инженерному образованию с участием деканов инженерных вузов и руководителей промышленности.

Б. Панов, профессор.

Мы из “ДП”

ДП.” Эти две скромные буквы вовсе не то, что вы подумали. Это не сокращенное название песенки рекламы никотина “Давай покурим!” или новой специальности нашего университета. Эта аббревиатура название нашей любимой газеты “Донецкий политехник” в его самом миниатюрном изложении. Короче говоря, если закон спектировать номер, который вы держите в руках, то останется краткий, лаконичный и несущий большой заряд смысла и энергии “ДП”. За эту краткость (которая сестра таланта!) мы, студкоровцы, и любим “ДП”, так как сами ею не грешим, как и скромностью, впрочем. И именно поэтому все выше сказанное просто вступление, а остальное будет посвящено только нам талантливым, любопытным, болтливым, веселым, милым, очаровательным и, как все студенты, вечно голодным. Не подумайте, пожалуйста, что это все наши достоинства. Вовсе нет! Их у нас раз в 20 больше, чем тираж нашей газеты. Хотя и недостатки тоже имеются. Например, почерк.

А если вы вдруг захотите выделить нас, студкоровцев, из толпы обычных студентов, то это не составит особого труда. Если ваше внимание привлек кто-то очень любопытный, вечно сующий нос не в свое дело, то знайте, это он (или чаще она) студкор “ДП”. Он часто пристает к преподавателям с вопросами крайне бестолковыми, поэтому с отличником вы его не спутаете. С первого взгляда вы можете принять его за хакера благодаря знанию им турбопаскаля, за хиппи из-за внешнего вида, или за КВНщика за множество анекдотов. Но ваши сомнения должны сразу развеяться, как только он спросит вас о самом клевом материале в последнем номере “ДП”. Помоги вам Бог, если вы не знали, что это именно его статья или вовсе не читали ее. Тогда он вам ее мигом перескажет, а отсутствующий интерес к ней, о котором свидетельствует ваша скучающая мина, объяснит тем, что виновата во всем редакция. Это она вырезала из текста самые интересные куски.

Как, например, из этой статьи всю заключительную часть (которой, впрочем, не было ред.).

Алиса Галкина,
студкор.

Одна на всех
мы за ценой не постоим,

или Почему “хромает” расписание?

Первокурсники, конечно, не первоклассники, и поэтому, что такое расписание, представление имеют. И даже знают, что четырехзначное число рядом с предметом обозначает аудиторию. Половина знает, как найти эту самую комнатку, остальные методом проб и ошибок тоже находят ее. Но самое интересное на этом только начинается. Случается так, что:

а) вы правильно отыскали аудиторию, но там другая группа, которая тоже на нее претендует (случается, что подходит еще одна и тоже в эту аудиторию);

б) вы сели за парты, идет занятие, и какие-то темные личности пытаются вас выставить, аргументируя тем, что в их расписании значится именно эта аудитория;

в) вы заходите с опозданием и не видите на доске знакомые буквы, а за партами знакомых лиц;

г) вы неправильно переписали свое расписание, перепутали верхнюю неделю с нижней (понедельник с четвергом, первую и третью пары, второй и седьмой корпуса).

Случаются и другие сюрпризы: к примеру, выясняется, что вам поставили в расписание еще одну пару или, наоборот, убрали. Или же вас отпустили с лекции на 10 минут позже, а вам нужно ехать из первого корпуса в третий, ну и т.д. В идеале же занятия проходят совершенно спокойно.

В большинстве случаев, когда бывают недоразумения с расписанием, растерянные, но смелые первокурсники бегут в диспетчерскую (менее смелые отправляют туда старосту). Диспетчерские есть в I и III корпусах (информация для любознательных). Обычно там разрешаются все “территориальные” споры, связанные с расписанием. Диспетчеров очень мало, а первокурсников, да и студентов в целом, очень много. У каждой группы свое расписание, а групп тоже немало.

Итак, какой путь проходит расписание, прежде чем принять окончательную форму, и почему возникают всякие неурядицы? Механизм составления расписания непростой, и поэтому представим все упрощенно поверхностно. Учебные планы, указание нагрузок на группу или преподавателя исходят из деканата. Не так давно на базе ДонГТУ стал работать колледж, и у диспетчеров забот прибавилось. Иногда планы поступают в диспетчерскую с небольшим опозданием, уменьшая время на их обработку. Далее следует более сложная проблема “территориальная”, она самая острая, потому что аудиторный фонд невелик (к тому же, часть помещений ДонГТУ арендует Донецкий институт предпринимательства). Аудитории закреплены за кафедрами, но если аудитория случается свободной, там часто занимаются группы, не имеющие к этим кафедрам отношения. Почему всетаки происходят накладки? Дело в том, что расписание величина не постоянная, оно “течет” или “сдвигается”. Чем это вызвано? Опять же, нехваткой аудиторий, но в первую очередь непредвиденными случаями. Например, заболел или уволился преподаватель, его нагрузку делят между другими преподавателями, и два графика приводят в соответствие. Или же, приехали заочники (что бывает не очень часто, поэтому постоянных аудиторий у них нет). Еще возрастают нагрузки на кафедры (к примеру, очень обширная английского языка). Всем также знакомы “окна”, или отсутствие первых, вторых или третьих пар в расписании. Дело в том, что вторая и третья пары это “час пик”, почти как совпадение двух смен в школе. “Окна” и пропуски рассредоточивают большие массы студентов, т.к. одни занимаются с утра, другие ближе к обеду, когда освободятся помещения. И, наконец, о переездах из одного корпуса в другой. У диспетчеров есть правило, которого они стараются придерживаться допускается не более одного переезда в день, т.е., если у вас первая пара в третьем корпусе, вторая в девятом, а третья опять в третьем, то это нормально. Подругому в силу объективных обстоятельств не получается.

Это очень беглый взгляд на работу диспетчеров, которые по мере возможностей стараются облегчить наше существование. В первые две недели “обкатки” (или “раскрутки”) расписания всякое случается, но потом все должно войти в норму. Так что, учитесь ориентироваться по расписанию... Можно и по звездам, пригодится.

Ольга Ксенофонтова,

студкор.

Электроэнергетика дело тонкое

“От имени руководства Энергонадзора Минэнерго Украины передаю благодарность за творческий вклад заведующего кафедрой электрических станций профессора В.Ф. Сивокобыленко, работавшего в составе комиссии по проверке Донбасского регионального диспетчерского центра”.

В.Зубашенко,
главный инспектор
Энерготехнадзора при Донбасском РДЦ.

Получив это письмо, редакция попросила В.Ф .Сивокобыленко рассказать, в чем заключалась работа.

Вот что он сказал:

По поручению Совета Министров Украины Министерство энергетики и его подразделение в лице Энерготехнадзора должно было проанализировать техническое состояние этой отрасли и выработать предложения, направленные на повышение надежности единой энергетической системы Украины. Я в составе группы ученых, проектировщиков и производственников изучал состояние дел в энергосистеме Донбасского региона.

И без того сложная ситуация в электроэнергетике сейчас еще более усугубилась в связи со структурной реорганизацией отрасли. Произошло ее разделение на отдельные ведомственные структуры, которые прежде всего занялись экономическими вопросами, т.е., идет борьба за выживание. В этих новых условиях для выделившейся автономной энергетической системы Украины, не имеющей связей с энергосистемами других государств, возникла масса проблем: как обеспечить электростанции энергоресурсами, как добиться стабильности, частоты и уровня напряжения, как предотвратить развал энергосистемы при внезапных отключения блоков и возникновении аварийности? Несвоевременное их решение чревато очень серьезными авариями и убытками. Поэтому Минэнерго и организовало проведение такой работы. В ходе ее были вскрыты наиболее уязвимые места, выработаны предложения, намечены пути первоочередных технических решений, а также все убедились в необходимости научной проработки ряда самых насущных технических вопросов. В частности, был проявлен интерес к научным разработкам, выполненным на кафедре электростанций ДонГТУ, по повышению надежности работы системы собственных нужд блочных электростанций с агрегатами мощностью 200 и 300 МВТ, являющихся базовыми для Донбасса. Углегорская и Зуевская ГРЭС предложили заключить договоры на их внедрение.

Широкое поле деятельности перед учеными энергетического факультета открывается по научным разработкам в области автоматической диагностики основного электродиагностического оборудования: генераторов, трансформаторов, электродвигателей, выключателей и др. Высказывались пожелания, чтобы эти вопросы находили отражение в диссертациях аспирантов, дипломных и курсовых проектах студентов. И это обязательно будет учтено.

Участвуйте и побеждайте!

 

Национальная Академия наук Украины объявила конкурс на соискание премии для молодых ученых и студентов высших учебных заведений за лучшую научную работу в области естественных, технических и общественных наук. Президиум НАН Украины ежегодно (в феврале) присуждает 14 премий для молодых ученых и столько же для студентов вузов. Это могут быть работы отдельных авторов или коллективов авторов, или серии научных работ с единой тематикой. Премия может быть присуждена также за открытия и изобретения.

Коллектив, выдвинутый на присуждение премии, должен включать только основных авторов, численностью не более трех человек, возраст которых не превышает 35 лет. Организация, выдвинувшая работу на присуждение премии, все необходимые документы соискателя должна представить в Президиум НАН Украины не позднее 15 декабря 1997 года.

Подробно с условиями конкурса можно познакомиться в отделе патентно-лицензионных исследований ДонГТУ (III уч. корпус, комната 107, тел. 337, 926005).

В этом же отделе можно получить информацию о других конкурсах, в том числе о конкурсе НАН Украины на соискание премии имени выдающихся ученых Украины в 1997 году.

Крымская осень
машиностроителей

В начале сентября этого года по сложившейся традиции механический факультет и институт международного сотрудничества ДонГТУ провели в Севастополе четвертую международную научно-техническую конференцию “Прогрессивные технологии машиностроения и современность”, посвященную Дню машиностроителя.

На конференции обсуждались актуальные проблемы развития машиностроения, создания новых нетрадиционных технологий и прогрессивных технологических систем, оборудования, оснастки и инструмента. Были затронуты вопросы создания высоких, наукоемких и точных технологий нового поколения для различных производственных процессов машиностроения.

В работе конференции приняли участие около 170 представителей вузов, ведущих организаций, предприятий, НИИ, КБ из всех регионов Украины, а также ученые из России, Беларуси, Латвии, Польши, Чехии, ФРГ, Великобритании. Большую помощь в ее проведении оказали Донецкая областная и городская государственные администрации, а также учредители Брянский и Севастопольский государственные технические университеты, Донецкий институт холодильной техники, Институт международного сотрудничества, Севастопольский строительный техникум, АО “Норд”, АО “Буран”, АО “ДЗГА”, АО “Iй Донецкий авторемзавод” и др. организации.

Конференция была проведена на высоком научном и практическом уровне и наглядно показала, как общие интересы могут объединить людей из разных стран. Такое единение свидетельствует, что ученые готовы поделиться своими научными открытиями в области развития машиностроения, создания прогрессивных технологий и систем и искать общие пути их усовершенствования.

В конференции участвовало много молодых ученых, аспирантов, для которых особенно полезны такие встречи, т.к. они дают возможность расширить научный и технический кругозор и показать своим учителям, что готовы, сохраняя их опыт, двигать науку вперед.

Все знают, что сентябрь это бархатный сезон, к тому же погода была благосклонна к науке и подарила нам неделю теплого, солнечного “бабьего лета”. Поэтому мы сполна могли насладиться роскошной крымской природой, провести соревнования по плаванию, конкурсы на лучшего ныряльщика и ловца рапанов и крабов. Очень интересными оказались экскурсии по южному берегу Крыма с посещением Ливадийского и Алупкинского дворцов, Бахчисарая и древней крепости ЧуфутКале. Самой сложной, но от этого не менее увлекательной, оказалась поездка в Большой Каньон. Ее участникам пришлось преодолеть практически непроходимые горные тропы. Но цель оправдывала все трудности: в конце пути всех ждала “ванна молодости”, после купания в которой каждый “сбросил” лет десять и получил заряд молодости и энергии.

Оргкомитет уверен, что эта конференция даст новый творческий импульс для дальнейшего плодотворного сотрудничества и развития прогрессивной техники и технологий машиностроения.

И.Киселева член оргкомитета международной научнотехнической конференции, доцент кафедры МС.

 

День твоего преподавателя

 

Ты знаешь их обоих. К одному из них на лекцию ты идешь с удовольствием, часы занятий другого гнетущая неизбежность. Общение с первым приятно тебе, а сразу же после звонка с пары второго твои ноги сами выносят тебя из аудитории. Первый всегда остроумен и при этом корректен, второй же нетактичен.

Вот такой он разный, интересный, совсем незнакомый и очень близкий, суровый и остроумный, мягкосердечный и непреклонный. Он твой Преподаватель.

Об одном из них ты знаешь лишь то, что:

его шутки плоски и убоги, не говоря уже о том, что они просто грубы и бесцеремонны;

по всей видимости, лекции его любимый вид занятий, т.к. первую половину пары он тратит на перекличку, а вторую читает вслух чей-то реферат, который видит, судя по всему, впервые;

лекцию читает монотонно, без всяких логических ударений и знаков препинания;

зачастую коверкает слова великого и могучего русского языка;

его экзамен расплата ни за что.

Вот и все, что ты знаешь о нем, но узнать больше тебе и не хочется.

А как же тот, другой, любимый и уважаемый? О том, что он хороший преподаватель, ты знаешь и так, узнай же о том, какой это человек.

Он заядлый рыбак, и когда-то поймал во от такую.

Он подолгу гуляет со своей собакой.

Он ужасно любит компьютерные игры.

По вечерам он читает и у него большая библиотека.

Он пишет докторскую диссертацию и воспитывает сына.

Иногда он рисует.

Он вышивает крестиком.

Он печет потрясающие пироги.

Он пишет стихи и романы.

Ему всегда грустно в дождь.

А сегодня у них обоих праздник.

Поздравляем Вас, дорогие наши, любимые и нелюбимые! Будьте здоровы, поменьше Вам тревог и нерадивых студентов, побольше юношеской беспечности и улыбок!

Дарья Макеева и
Светлана Андреева, студкоры.

...столь разный типаж

Известно, что преподаватели бывают двух видов: хорошие и плохие. Однако на вопрос: “А что значит хорошие?”, ответы студентов чаще всего были неопределенные. Чтобы придать конкретику данной проблеме, мы провели небольшой опрос среди студентов факультетов ГФ, КИТиА, ГЭМФ, ФЭиМ и ЭнФ и наиболее интересные ответы решили опубликовать. Итак,

три главных качества хорошего преподавателя:

на парах не отмечает, пятерки ставит, берет мало;

сострадание, мобильность, оригинальность;

чувство юмора, щедрость души, терпимость;

компетентность, корректность, изначальная материальная обеспеченность.

Какой сюрприз вы преподнесли бы преподавателю

нелюбимому:

приду на пару;

фальшивые 100$;

шипы от роз;

гранату без кольца;

стихотворный ответ

на экзамене;

серенаду в ночь

перед экзаменом

Поразившая вас фраза из преподавательского лексикона.

Не делайте умное лицо, вы же будущий инженер.

Наша аудитория может быть избойписальней, избойчитальней и избойговорильней, но только за дверью.

У меня было три методички: две одинаковые и одна неодинаковая.

Если хвост отбросишь, энергия не сохраняется.

ЭДС в этом контуре никакая.

Студенты, имеющие хвосты и не сдавшие языки, будут повешены на доске возле деканата.

Студенты энергофака могут быть в трех агрегатных состояниях: до ТОЭ, во время ТОЭ и после ТОЭ.

Опрос провели студкоры “ДП”.

Уникальные люди

 

Преподаватель не спит, он отдыхает.

Преподаватель не ест, он восстанавливает силы.

Преподаватель не пьет, он дегустирует.

Преподаватель не кричит, он убедительно выражает свою точку зрения.

Преподаватель не забывает, он просто не засоряет свою память излишней информацией.

Преподаватель не почесывает затылок, он обдумывает решение.

Преподаватель не кривится, он улыбается без энтузиазма.

Кто приходит со своими убеждениями, выходит с убеждениями преподавателя.

Преподаватель не опаздывает, его задерживают важные дела.

И вообще, уважай своего преподавателя, ибо у тебя мог бы быть преподаватель и похуже.

Екатерина Пуляева, студкор.

Политехник Динамо” и
французский клуб “ПСЖ”: чья возьмет?

4го октября начнется отсчет истории участия гандбольной команды “Политехник Динамо” в европейских кубковых турнирах. И первым экзаменатором будет знаменитый французский клуб “ПСЖ”. Напомню, что донецкий клуб добился в прошлом сезоне права на участие в Кубке европейских городов. В дуэли с парижанами решится, кто продолжит борьбу дальше, в 1/8 финала, а кто окажется за бортом соревнований. Ответная игра состоится в Париже
11 октября, когда в Украине будет уже глубокая ночь.

Для того, чтобы узнать о готовности команды к предстоящим играм в Европе и вообще к сезону, я побывал на одной из последних тренировок перед стартом динамовцев в чемпионате Украины. У руководителей “Политехник Динамо” в конце прошлого сезона были надежды на заметное улучшение финансового положения команды, основанные на ее успешном выступлении. Но новые спонсоры не готовы пока на долгосрочное сотрудничество с клубом, а для городской администрации в Донецке существует только одна гандбольная команда “Шахтер Академия”. В то время как “Шахтер Академия” в течение четырех месяцев готовилась к сезону за границей, проведя несколько десятков тренировочных матчей, игроки “Политехник Динамо”, начав предсезонную подготовку в манеже ДонГТУ, так и завершили ее там же, не проведя даже минимального количества необходимых контрольных игр. До сих пор гандболисты не получили премиальные за прошлый сезон. Добиваться сыгранности коллективу придется уже в ходе набирающего ход очередного чемпионата Украины. К сожалению, не удалось осуществить идеи главного тренера Е.Полонского по вопросу усиления состава команды новыми игроками в силу тех же причин. Но, к счастью, в межсезонье обошлось без значительных потерь. Все лидеры клуба горят желанием доказать неслучайность предыдущего успеха.

Есть, конечно же, и приятные новости, как для поклонников “Политехник Динамо”, так и для троих динамовцев, которые в составе молодежной сборной Украины блестяще выступили на чемпионате мира, завоевав серебряные медали. Им будет присвоено звание “ Мастер спорта международного класса”. Вот их имена: Константин Балюра, Сергей Белаш, Олег Серов. Поздравляем, ребята! И надеемся на такую же высококлассную игру в составе родной команды.

Как всегда, команду всесторонне поддерживает администрация ДонГТУ, “Проминвестбанк” и фирма “Крез”. Я думаю, что они достойны многих слов благодарности. Ведь за молодыми игроками “Политехник Динамо” будущее не только донецкого, но и украинского гандбола. И поэтому приятно говорить о тех людях, которые смотрят на много шагов вперед. Жаль только, что у руководителей города и области свой непонятный взгляд на европейский престиж Донбасса. А для тех болельщиков, кто несмотря ни на что хотел бы прийти на встречу наших гандболистов с французами, назову время 4 октября в 17.00 и место ДС “Дружба”.

Обязательно приходите, чтобы поддержать университетскую команду хотя бы морально.

Алексей Андреев,
слушатель факультета журналистики Донецкого университета футбола.

Необычное
соавторство,

или Как профессор математики проверил алгеброй нечистую силу

Имя В.В.Пака в нашем университете известно всем от мала до велика. Нет в ДонГТУ такого студента, который бы не прошел через кафедру высшей математики, возглавляемую профессором Паком, и тем более нет преподавателя, который бы не знал его или просто не был наслышан об этом известном ученом и оригинальном человеке. Но немногие знают о том, что недавно в издательстве “Сталкер” вышла новая книга профессора Пака, написанная в соавторстве с известным знахарем А.Аксеновым “Знахарь и ученый о чистой и нечистой силе”, в которой Витольд Витольдович с помощью алгебраических формул доказывает существование ведьм, колдунов, бесов и прочей нечести.

В связи с выходом этой книги наш корреспондент встретилась с В.В.Паком и, естественно, задала вопросы по поводу.

Витольд Витольдовия, отчего вас, человека с профессорским званием и докторской степенью, большую часть своей жизни посвятившего делам сугубо земным вентиляционному шахтному оборудованию вдруг “потянуло на чертовщину”?

Толчком к размышлениям о необъяснимых явлениях стали события, которые, уверен, имели место в жизни практически каждого человека, только, к сожалению, не все придают им значение. Это свободное парение в спящем состоянии, вещие сны, предсказания, которые впоследствии сбываются... Все это, а также некоторые эксперименты, очевидцем которых я стал, породили во мне, ученом, атеисте и материалисте, вначале смутные догадки о том, что необъяснимое на самом деле можно вполне объяснить с точки зрения науки.

Значит, содружество ученого и знахаря не простая случайность?

Нас “познакомили” наши книги его “Я не колдун, я знахарь” и моя “Инженер, математика и другие”, где среди прочих дается современная интерпретация проблемы ноосферы Вернадского. Позже я собственными глазами увидел его сеанс “изгнания бесов” из вполне нормальных, обыкновенных людей, о котором читал у Иоанна Кронштадского. Увиденное, услышанное и прочитанное натолкнули меня на вывод, что цивилизация “рогатых”, паразитирующая на человечестве, не такая уж непроходимая фантастика, как привыкли думать. Ведь Вселенная бесконечна и разнообразна, и было бы удивительным, если бы человечество оказалось её единственным обитателем.

Кстати, Александр Петрович Аксенов современный, образованный молодой человек, он окончил экономический факультет Донецкого госуниверситета и, как и я, преподает. То есть фактически мы оба люди науки. В то же время он потомственный знахарь, человек глубоко верующий, хорошо знающий и понимающий Священное Писание. И его успешная целительская практика является результатом удачного синтеза трех видов мышления мифологического, религиозного и научного. И если это уживается в одном человеке, то может развиваться и в человечестве в целом, помогая решать неразрешимые, в изолированных рамках каждого из этих мышлений, задачи.

И тогда для доказательства этого вы избрали привычный для ученого путь формул и цифр?

Когда то великий поэт утверждал, что алгеброй можно проверить гармонию мира. И здесь я с ним вполне согласен, ведь необъяснимое неотъемлемая часть мировой гармонии, оно, несмотря на кажущуюся эфемерность, также, как и все другое, поддается научным выкладкам. Кстати, они понятны любому, кто знаком со школьным курсом высшей математики.

Тот, кто внимательно прочтет вашу книгу, обязательно обратит внимание на факт, что ее сюжет выстроен по принципам детективного жанра: сначала идет описание фактов “содеянного”, затем с помощью математических расчетов вы ведете поиски “преступников”, выстраиваете все “улики”, затрагивая по ходу другие важные проблемы и истолковывая их по-своему. Любопытно, что в числе улик время, пространство, материя, энергия, а в составе “следственной группы” вместе с вами Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Вернадский и другие выдающиеся ученые и мыслители всех времен и народов.

Удивительно, но, проштудировав массу литературы как научной, так и околонаучной, я именно в основных трудах по точным и естественным наукам обнаружил подтверждение собственным мыслям и выводам. А детальное исследование с их помощью любого предмета или явления порождает массу интереснейших фактов и выводов, относящихся к общей теории всех взаимодействий в природе.

И вас не смутило, что ваша гипотеза кое-где противоречит общепринятым религиозным представлениям и догмам? В частности, утверждению, что все мы рабы Божьи и делаем лишь то, что предначертано нам?

Я не голословно, а математически доказываю, что все мы обладаем свободой воли, сами выбираем жизненную траекторию и полностью несем за нее ответственность. Утверждая это, я исхожу из полной моральности Бога (Абсолют есть Абсолют!): он имеет право взыскивать с нас, только предоставив нам полную свободу. В противном случае о какой моральности может идти речь, если Его называют рабовладельцем, согласитесь, худшего для Него оскорбления трудно придумать!

Траектория выбранного нами жизненного пути полностью подчиняется законам всемирной механики “мы все плывем по воле волн”, т.е. следуем намеченной мировой линии. Согласитесь, это полностью соответствует тезису о предначертанности судеб. Но в принципе любой из нас может проявить характер и сделать смелый шаг, совершить поступок, который вызовет деформацию мировой линии и в будущем изменит всю картину Вселенной. Если поступок недостаточно энергичен и направлен лишь на себя (подобно диполю выделил энергию и сам же ее поглотил), то мировая линия лишь слегка деформируется и вскоре примет первоначальный вид. В случае же Великого Поступка, направленного на благо всего человечества, будущее Вселенной действительно может существенно измениться. Таким поступком, например, было восхождение Христа на Голгофу, его смерть, воскресение и вознесение. Как видите, моя гипотеза, если внимательно в нее вчитаться, не противоречит, а гармонически объединяет и дополняет практически все мировые религии.

Витольд Витольдович, подведем итоги: похоже, вы сделали попытку совместить две несовместимые ветви философии материализм и идеализм?

На мой взгляд, обе эти ветви разделены лишь условно самими же людьми и фактически совершенно не противоречат друг другу. Пора это понять и принять за аксиому. А то, что за ней последует синтез двух взглядов, для многих уже давно очевидно. Идущая на смену эпохе конфронтации Рыб эпоха сотрудничества Водолея, а также смена пятой цивилизации человечества на шестую эпоху гениев и полубогов, о которых я упоминал в своих предыдущих статьях, настоятельно требует этого. И наша с Аксеновым книга это скромный вклад в фундамент будущего объединения.

Записала Анна Горланова.

 

На снимке: ученый В.В.Пак (слева) и знахарь А.П.Аксёнов.

Наш лицей празднует в этом году свой первый пятилетний юбилей. В 1992 году открыл он свои двери для первых питомцев, и вот уже второе поколение “технических лицеистов” отправляется в четырехлетний поход за знаниями.

Какие они, наши лицеисты? Современные и честолюбивые, умные и работоспособные, шумные и веселые, иногда ленивые и непоследовательные разные, такие, какими должны быть молодые люди конца 20го века, любящие дискотеки, плейеры, компьютеры и основная черта которых влюбленность. Ну что ж, они молоды, наши лицеисты, молод наш лицей, а значит, за ними будущее. Надеюсь, светлое!

А наши выпускники, все без исключения поступившие в разные вузы Донецка, разлетелись, как птенцы из родного гнезда, но время от времени приходят, чтобы поведать о своей новой студенческой жизни. Скучают, наверное, по лицею. И мы без них тоже скучаем. Скучаем без наших “вундеркиндов”, спортсменов, компьютерных дел мастеров, артистов и поэтов из 401й и 402й. А к новым питомцам еще привыкать и привыкать.

Помните песню “С чего начинается Родина”? А с чего начинается наш лицей? Может быть, с добрых улыбок наших дежурных? Или крылатых призывов Тараса Шевченко и Леси Украинки усердно учиться и овладевать знаниями? Или с просторных уютных холлов и кабинетов? Конечно, все это есть. А может, все же, наш лицей начинается с нашего директора Михайлова Николая Николаевича, который “породил” его и растит, и лелеет его, как ребенка, доставляющего так много хлопот, добавившего так много седых волос, а поэтому особенно любимого. И нет покоя директору ни днем, ни ночью, ни в будни, ни в праздники. А вдруг недостаточно чисто и ухожено его “чадо”, недостаточно богато, воспитано и обучено. Этот вечный водоворот нерешенных проблем засасывает его и всех нас в пучину лицейской жизни, делая нас единомышленниками в борьбе за лицейское счастье. Хотя для каждого из нас лицей начинается поразному.

Для Налесной Галины Ивановны он начался с УПК, с узких коридорчиков и небольших классов бывшей школы № 32, с огромного, хорошо оборудованного швейного цеха, в котором она и по сей день обучает будущих доморощенных “кутюрье”. Она наш “последний из могикан” славной когорты первооткрывателей лицея.

На стройке нового учебного здания началась лицейская жизнь Москаленко Татьяны Николаевны (физика), Воропаевой Инны Александровны (украинский язык и литература), Чернышева Павла Владимировича (математика), Дошковского Василия Андреевича (физическое воспитание). Сколько построили, покрасили собственными руками мастера педагогического труда, четко усвоившие методику строительных работ! И “наш лицей” понятие для них не только духовное, но и физическое.

И так хочется, чтобы это уютное здание и души всех, кто в нем обитает, еще долгие годы освещала солнечная улыбка Кирилович Ирины Брониславовны (заместитель директора), чтобы звучали там задушевные украинские песни Борисовой Лидии Михайловны (украинский язык), не иссякала тихая доброта Тикона Елены Владимировны (русский язык), неподкупная справедливость Гладуновой Валентины Григорьевны (математика), вечно юный задор Таратуты Оксаны Эдуардовны. Все мы любим наш лицей и уже утонули в аромате лицейской суетной ауры и не мыслим себе другой, более спокойной жизни. И болит душа за наших детей. А смогут ли они так же хорошо разрешать жизненные проблемы, как решают задачи на уроках математики и физики; взаимодействовать с окружающими людьми, как взаимодействуют вещества с подходящими реактивами; избегать жизненных ошибок, как делают это в диктантах на уроках украинского и русского языков. Наверно, смогут. Ведь они такие современные, внутренне свободные, осознающие свою цель в жизни, запрограммированные на счастье...

Наталья Аникеенко, преподаватель английского языка Донецкого технического лицея.

Катерина Жила

 

ГIМН ЛIЦЕЮ

 

Тече швидко час, минає,

Як Днiпровi води.

Наш лiцей цвiте i сяє

Хоч кругом негоди.

 

Скiльки рокiв у Донецьку

Вiн дiтей вiтає.

Щире серце, душу мiцну

Учням всiм вселяє.

 

Хай росте вiн над вiками

Красенем могутнiм.

Щоб свiтив разом з зiрками

Свiтом незабутнiм.

 

Щоб сiм’я наша весела

Як пшениця спiла,

А плоди добро творили

У мiстах та селах.

 

Присягаємось, що завжди

Будемо цiнити

Рiднi звичаї свої.

Мову, край любити.

 

Ми живем у свiтi раз,

Нашi мрiї чистi.

Лиш тодiто будуть з нас

Справжнi лiцеїсти.

Раиса Спирке,
выпускница лицея,
студентка гр. ЭПГ96а.

 

* * *

Никогда не прощу я обмана,

Никогда не прощу горькой лжи,

Сквозь безумные ветры тумана

Тихо тянется нудная жизнь.

Ты забыла, коварная осень,

Как тебя прогнала со двора.

И никто у меня уж не спросит,

Что случилось меж нами вчера.

Помнишь ты, что сказала тебе я,

Как я плакала поздно в ночи.

Потухавшее сердце, тускнея,

Отражало лучинки свечи.

Никогда не прощу я обмана,

Никогда не прощу горькой лжи.

Сквозь угрюмые ветры тумана

Потухает ненужная жизнь.

 

Фонарь

За горизонт уходит солнце не спеша.

Стемнели улицы, включились фонари.

У каждого созданья есть душа

Горел фонарь и думал до зари.

 

В своих мечтах он освещал весь шар

Земной и всех, кто ждет тепла.

Вдруг чейто смех, мальчишек крик, удар

Погас фонарь и умерла мечта.

 

И не спеша я уходила в даль

И размышляла о своей судьбе,

Что, может быть, когдато, как фонарь

Погасну я, мечтая о звезде.

Традиции продолжаются

Если спросить студентовпервокурсников, как они поступали в ДонГТУ, то одни ответят, что сдавали вступительные экзамены, другие поступили по итогам рейтинговых испытаний, а совсем немногие расскажут о школе инженерного резерва. Что же это за школа?

Около шести лет назад в Селидово была открыта школа инженерного резерва, которой руководит В.А. Будишевский. Занятия в этой школе проводятся раз в две недели в течение последнего учебного года преподавателями технического университета. Одиннадцатикласники здесь изучают всего два предмета: математику и физику. Но не просто так, а с учетом требований, предъявляемых на собеседовании. В конце учебного года все ученики получают удостоверения об окончании школы инженерного резерва. При поступлении в ДонГТУ ее выпускники имеют преимущества перед остальными абитуриентами: если средний балл аттестата не меньше четырех, то можно проходить собеседование по выбранной специальности, а в случае неудачи сдают экзамены на общих основаниях. Обычно по собеседованию поступает больше половины учащихся школы, и этот год не стал исключением. Более того, 25 “резервистов” стало студентами ДонГТУ, в основном горных специальностей. Они продолжат традиции тех выпускников школы резерва, которые в этом году уже закончили университет.

Ольга Березовская, выпускница школы инженерного резерва, студентка I курса ФВТиИ.

Напрягаться стоило! Напрягаться стоило!

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни мечтал побывать за границей: других посмотреть, себя показать. Такая возможность прошедшим летом была предоставлена нам, студентам III курса немецкого технического факультета, которые целый месяц провели в Германии. Перед поездкой всех сильно лихорадило боялись не сдать экзамены, но пронесло, и вся группа отправилась в Магдебургский технический университет, чтобы поднатореть в немецком языке. Денег для проживания в дальнем зарубежье много не требовалось все, кроме дороги, оплачивала немецкая сторона.

Контраст между Украиной и Германией сгладила Польша. Немного погуляв по Варшаве, мы отправились дальше. Берлин промелькнул в окне электрички двумя русскими надписями. И вот, наконец, Магдебург. Это был первый немецкий город, который мы увидели не из окна поезда. И здесь уже было на что посмотреть...

Мы провели в Германии месяц. Занятия немецким языком совмещали с интереснейшими экскурсиями по Магдебургу и поездками в другие города Германии. А таких поездок было множество. На две экскурсии в Берлине и Вернигороде всю группу возили на автобусе. А в другие города мы ездили небольшими группками самостоятельно. Благо, эти поездки нам оплачивали немцы. Я, например, побывал в Ганновере, Брауншвайге, Потсдаме, Лейпциге. Кроме того, в свободное время ребята ходили на дискотеку или попить пива в Дартклубе. Однако самое любимое занятие было походы в супермаркет. На питание и прочие расходы нам выдали по 600 марок. 200 из них вполне хватило на еду, даже с пивом, ну а остальные можно было тратить на что вздумается. Один парень, например, перепробовал наверное, все продукты, которые имелись в магазинах. А их, надо сказать, великое множество.

Впечатлений от поездки, конечно, масса. Прибавилось и знаний. Я и все студенты нашей группы успешно сдали экзамен по немецкому языку и получили сертификаты.

Сейчас я часто вспоминаю Германию и заграница уже не кажется мне такой далекой, как это было до поездки. Думаю, стоило напрягаться в течение года, изучая дополнительно немецкий язык, чтобы вот так провести хоть один каникулярный месяц.

Руслан Елисеев,

студент III курса немецкого технического факультета.

 

“Трудные родители” политехников на французской сцене

 

Еще совсем недавно приветствие студентов “Bonjour, Madam” было очень редким, я бы даже сказала исключительным явлением в университете. Но постепенно, буквально на глазах, взаимный обмен не только приветствиями, а и расспросами о текущих делах на французском языке стал неотъемлемой частью повседневной жизни студентов французского технического факультета. Но то, что здесь учатся студентыактеры, играющие на французском, остается пока чемто экзотическим.

С самого своего образования факультет при поддержке студентов начал создавать свои традиции. Идея создания франкоязычного театра принадлежала декану факультета Г.С.Клягину, который всеми силами стремился ее воплотить. Едва сформировавшись, группа театра сразу же вышла на большую французскую театральную сцену. В этом году наша труппа снова была приглашена теперь уже на 2й международный фестиваль франкоязычных театров, организованный в Киеве Посольством Франции в Украине и Французским культурным центром.

В течение недели свое мастерство показывали театры вузов Украины, труппы Альянс Франсэз и актеры из Тулузы, Лиона, Реймса, Дюнкерка (Франция) и бельгийского Льежа. Донецкий регион был представлен коллективами Альянс Франсэз из Донецка и Горловки, Донецкого госуниверситета, Горловского педагогического института иностранных языков. Наш коллектив был единственным, представлявшим технический вуз. Такой серьезный состав участников не вызвал растерянности у наших актеров. Наоборот, студентыполитехники, ворвавшись в среду актерского бомонда, достойно представили наш университет, показав
60минутный фрагмент трагикомедии Жана Кокто “Трудные родители”.

Если у студентов Максима Литвинова, Максима Белана, Владислава Дорогобужского, Дмитрия Биркова, Сергея Ганжи уже имелся прошлогодний опыт участия в такого рода фестивалях, то молодой преподаватель кафедры французского языка Т.С.Атаманчук впервые попробовала себя в новой роли режиссера. И ее дебют состоялся.

Фестиваль дал много восторженных впечатлений, новых знакомств со студентами других вузов, возможность приобщиться к французской культуре, современной драматургии, театральной жизни Франции. Студенты могли реально оценить свою лингвистическую компетенцию, убедиться, что их уровень языковой подготовки не уступает уровню других участников.

Н.Воскобойникова,

зам. декана ФТФ.

Приглашает Фонд ШАТН

Отдел внешних связей и внешней экономической деятельности приглашает принять участие в международной программе SATW (ШАТН) Фонд Швейцарской Академии Технических Наук (ШАТН) Бранко Вейсс для молодых инженеров из стран СНГ и Швейцарии.

Целью программы является совершенствование подготовки инженеров с законченным высшим образованием и специалистов с высшим образованием, занятых в прикладных областях естественных наук, из стран СНГ на Швейцарских предприятиях, а также инженеров из Швейцарии на предприятиях в странах СНГ.

Кандидаты должны быть не старше 35 лет, иметь законченное высшее инженерное образование, два года стажа успешной практической работы по специальности, обязательно знать один из языков (английский, немецкий, французский, итальянский), отличаться трудолюбием

 

Вот и закончилось студенческое лето умиротво ренность жарких дней, безмятежность вечеров томный летний покой. Для когото это лето было трудовым, напряженным, для других веселым и беззаботным. Но, без сомнения, у всех появилось больше друзей, ярких впечатлений, интересных историй.

Этим летом мне посчастливилось взять путевку в летний ОСЛ (оздоровительноспортивный лагерь) “Буревестник”. Как же не рассказать об этом интереснейшем месте, куда едут наши студенты отдыхать и закаливать свои организмы!

Первые впечатления появляются уже у дверей родного профкома: толпа молодых людей, пытающихся взять заветные, частично оплаченные путевки, очередной раз, оказывается, приехала зря профкому не перечислили деньги на путевки, дату заезда очередной раз переносят, а сотрудник все черкает цифры на объявлении у входа. К тому же эти несчастные еще и грубостей наслушались от студентов, работавших в профкоме мол, какие могут быть претензии, если мы вам большую часть путевок оплачиваем, а вы еще и недовольны! Как будто эти замы Охвата из своего кармана денежки достают, а мы никаких взносов не платим. Но студент брат битый, привыкший к некоторого рода унижениям (путевкуто хочется взять!), вытерпел все, и смена номер два была открыта.

Ялта ...парит... жара... люди в купальниках, идущие с рынка... ворота “Буревестника”... Несмотря на рассказы и предупреждения знакомых о трудном быте в лагере, я была удивлена довольно сносными условиями проживания. Конечно, для технического вуза могло бы быть и побольше розеток, и поисправнее сантехника. В некоторых комнатах провалы в полах, стекол нет, но зато везде еще приличные обои, целые тумбочки и для каждого чистые постельные принадлежности, некоторым почти не пригодившиеся за 10 дней не спать же туда едешь!

И днем, и ночью была полная свобода выбора, куда пойти податься, а студенческая то фантазия безгранична! Разве что оскудела эта фантазия на мероприятия, связанные с самодеятельностью, ленивее мы, что ли, стали, эгоистичнее. Все больше море, музыка, спорт, литрбол...

Манящая полоса песчаного пляжа... соленые креветки... солнышко... Море в самой Ялте мелкое, не очень чистое, лучше ходить на пляж обкомовских пансионатов или на Белосарайскую косу необыкновенные берега! Ялтинское море удивительно ночью: теплое, штиль, светится изнутри лиловым светом, как будто со дна его освещают фонариками морские обитатели. А на темном ночном небе четко и ярко рассыпаны космические украшения планеты, звезды, спутники, летают туда сюда метеориты, романтики через край, прямо заряд вдохновения, можно тут же писать стихи, петь их под аккомпанемент гитары у костра и печь картошку, запивая красным или белым крепленым “Приморским”.

Питание в ОСЛе приятно удивило: и сосиску увидишь, и пирожок с маком или изюмом, печенье, напитки всякие разные. Вода, правда, в которой все варится, сомнительного вкуса и дает о себе знать. Некоторые студенты эту воду везли в Донецк родителям попробовать, посмаковать, сравнить с привычной сладкой сырой хлорированной донецкой. Там понимаешь, как нужно ценить родную водицу!

 

Вечерние соревнования команд киевлян и дончан по футболу, волейболу и теннису, а также громкую долгоиграющую рейвмузыку периодически прерывали визги дам из-под ледяного душа своего рода тренинга по закаливанию тел. Особенно “приятен” такой холодненький душ в плохую дождливую погоду, когда ты становишься народным героем, возвратясь оттуда, а награда тебе чашка крепкого горячего кофе . Между прочим, в медпункт, по моим сведениям, никто за лечением не обращался.

В Ялте базы отдыха расположены чуть ли не одна на одной разных донецких заводов, ТТУ, института торговли, связистов и т.д. По-моему, “Буревестник” из них не самый плохой и некрасивый архитектурный комплекс. Вот только джунгли травяные разрослись вокруг наших корпусов а может, это и хорошо кислорода еще больше.

И все-таки главное там море, солнце и улыбки. Приятно смотреть на отдыхающих людей молодых, загоревших, веселых... Несмотря на некоторую ироничность написанного, мне очень понравилось в ОСЛе, я обязательно постараюсь найти время поехать туда еще раз и читателям желаю того же!

Ольга Дубинина,

студкор.

От редакции. Вот такие впечатления вынесла из “Буревестника” наш студкор Ольга Дубинина. Наверняка, немало занимательных историй случалось со многими, кто там отдыхал. Вспомните-ка какую-нибудь и опишите! Лучшие из опусов увидят свет в “Донецком политехнике”. А их авторы получат еще и приы. Итак, за перо, друзья!

Отпечатано в тип. "Новый мир". Тираж 1000 экз. Верстка И. Максименко.

Редактор Е.КОВАЛЕНКО.