№ 12 

( 2026 ) 

Четверг, 

28 августа 

1997 г. 

Выходит  

с апреля 1921 г.

- ДонДТУ 760 років?- Добре, хай буде 76.

Але все попереду! Продовжимо історію разом з вами, шановні першокурсники!

Есть стотысячный !

В мае прошлого года наш университет отпраздновал свой 75-летний юбилей. А нынешней весной в вузе снова юбилейная дата - свой дипломный проект защитил стотысячный его выпускник - Борис Надтока. Торжественная церемония вручения диплома под этой круглой цифрой состоялась 1 июня. На ней присутствовал 50-тысячный выпускник ДонГТУ И.И.Булгаков, а ныне главный инженер треста “Макеевуглестрой”. Ректор университета профессор А.А. Минаев, вручая Борису диплом, отметил, что делает это с особым удовольствием, т.к. за годы обучения в университете студент факультета КИТиА Надтока получил всего лишь одну четверку и по праву заслужил красный диплом.

В выборе профессии Борис пошел по стопам отца, избрав специальность автоматика и телемеханика, а не мамы - преподавателя экономических дисциплин. И не жалеет. Кафедра, которая готовит специалистов этого профиля, - старейшая на факультете, его прародительница. За 33 года своего существования она выпустила более трех тысяч инженеров. Ее питомцы работают во всех отраслях промышленности, многие занимают крупные руководящие должности. Так, В.И. Трубчанин стал директором Ясиноватского машиностроительного завода, Ю.А. Елович - генеральный директор АО “Укрчерметавтоматика”, А.Г. Махмудов - генеральный директор АО “Диком” и т.д. Среди выпускников есть немало докторов и кандидатов наук.

Каких высот достигнет стотысячный выпускник ДонГТУ Борис Надтока, однозначно сказать трудно. Но есть все основания предполагать, что он поднимется значительно выше рядового инженера. Его дипломная работа, направленная на создание сложных компактных сетей для управления производством, - это один из результатов совместных исследований, проводимых учеными кафедры автоматики и телемеханики ДонГТУ и Магдебургского института автоматизации и коммуникации (Германия). К этим исследованиям под руководством доцента А.Г. Воронцова подключился и Борис. А нынешней весной он прошел в этом немецком вузе преддипломную практику. И несмотря на то, что немецким не владеет, языковых проблем не было. Борис, как и многие немецкие коллеги, свободно говорит на английском, и этот язык был у них рабочим. Кстати, немало студентов технического университета заканчивают его, прекрасно овладев каким-то из иностранных языков. В вузе этому уделяется очень большое внимание. Здесь созданы и успешно работают английский, немецкий и французский факультеты, голландское отделение, на которых все дисциплины или большинство из них читают на иностранных языках. Кроме того, практикуется чтение отдельных дисциплин на иностранных языках и на других факультетах. Студенты выезжают на практики и стажировки в зарубежные вузы.

Борис пробыл на практике в Германии четыре месяца. Они пролетели, как один день, но оставили неизгладимые впечатления. Хотелось бы еще поработать в тех условиях. Не исключено, что такая возможность ему будет предоставлена, так как Борис намерен продолжить работу по избранной для дипломирования теме, поступив в аспирантуру. Вот такой он, стотысячный выпускник старейшего в Донбассе вуза, который, несмотря на все трудности, переживаемые высшей школой, не сдает своих позиций.

Е. Коваленко

Выбор за нами

Студенческие годы... Как правило, в этот период жизни мы перерабатываем огромный объем информации и именно в это время формируется определенное мировоззрение. Человек мыслит масштабнее, строит планы на будущее. Сейчас в нашей стране идет сложный процесс перехода от одной системы государственного устройства к другой. Для построения цивилизованного общества необходимо использовать знания и опыт ведущих ученых. Но многое зависит и от нас с вами, уважаемые студенты. Нам выпало жить, учиться и работать в период утверждения независимости страны. Вот и получается, что будущее Украины зависит и от нашей успешной учебы, от качественных знаний, которые мы должны будем использовать при решении сложных производственных задач.

Выбор за нами - жить в высокоразвитом цивилизованном обществе или прозябать в отсталой, нищей стране.

В. Киселев,

председатель профбюро

горного факультета.

Как слушать записывать лекции

Сегодня у вас, дорогие друзья, праздник. Ну а
1 сентября вы заполните аудитории и начнется серьезная, во многом новая и непривычная для вас работа. Обучение в вузе имеет свои особенности. И чтобы хоть немного помочь вам быстрее адаптироваться к новым условиям, предлагаем материалы, размещенные на этой странице.

Несмотря на достижения научно-технического прогресса в области новых методов передачи информации, лекция в вузе была, есть и еще долго будет занимать центральное место.

Особенность вузовской лекции заключается в том, что в ней содержится львиная доля оригинального материала или известные сведения представляются в новом свете. С точки зрения усвоения информации лекция - наиболее экономичная форма получения знаний.

Через лекцию студенты усваивают сущность предмета, разбираются в сложных вопросах, учатся критически мыслить, думать, применять усвоенные знания в решении практических задач.

Если исходить из известного афоризма немецкого физика Лауэ “Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается”, то становится ясным, что именно лекция делает основной вклад в развитие общего и технического интеллекта студента.

Студенты-политехники не должны тешить себя надеждой, что преподаватели равняются на слабых студентов, “чтобы все поняли”. Большинство квалифицированных лекторов рассчитывают на сильных студентов и “чуть выше”, тогда лекция подтянет эрудицию и уровень интеллекта всех.

Основные задачи при слушании лекции - восприятие и усвоение идей данной науки. Это возможно только при записи, конспектировании лекций. В процессе записи лекций активно функционируют слуховой, зрительный и моторный виды памяти. Учение, в принципе, ценно для каждого человека настолько, насколько он сам реагирует на него - все зависит от собственной активности. Конспект лекций - это ценное учебное пособие для занятий в течение года и в сессию. Конспектирование лекций имеет большое общеобразовательное значение, оно развивает ум. Студент, овладевший навыками конспектирования, всегда добьется хорошей успеваемости.

Нормальный темп лекции на первом курсе - 40-45 слов в минуту. Предел, когда словесная “дробь” становится плохо воспринимаемой, наступает при темпе 70-80 слов в минуту и более.

Существует ряд рекомендаций по рациональной работе на лекциях.

Лекции по каждому предмету записывать в тетрадях, оставляя широкие поля или заполняя лист с одной стороны, чтобы иметь возможность дополнять лекцию материалами из учебников, журналов и т.д.

Для организации информации можно писать конспект на отдельных листках или специальных карточках. Каждому конспекту присваивается определенный номер, а при картотечном методе материал хранится в папках или картотечном ящике.. Работа над конспектом лекций продолжается и дома в виде дополнений, переработки и усвоения сведений. Хорошо овладеть содержанием лекции - это значит: знать тему, понимать ее значение и важность в данной дисциплине, четко представлять план материала, уметь выделить главное, усвоить значение примеров и иллюстраций, связать вновь полученные сведения с уже известными.

Для лучшего усвоения материала лекции желательно предварительное ознакомление с предметом и темой по

учебнику, тогда в процессе лекции легче ориентироваться и выделять главное.

Так как дословно записывать лекции нет необходимости, да и невозможно, следует отражать как можно ближе к тексту определенные элементы - формулы, определения, схемы, трудные мысли, примеры, факты и положения, от которых зависит дальнейшее понимание материала, незнакомые данные и т.д. В частности, рекомендуется записывать то, чем часто придется пользоваться: неопубликованные данные, материал, отсутствующий в учебниках, статистические данные, цитаты.

Оставлять в тексте конспекта свободные места, чтобы можно было вносить дополнения.

Сохранять во время лекции высокую умственную активность, так называемую “рабочую установку”, осмысливая, усваивая поступающую информацию.

Писать, по возможности, более четко, чтобы впоследствии не тратить времени на разбор своей собственной непонятной записи. Следует изучить недостатки своего почерка и стараться их устранить.

Научиться писать четко и быстро, не менее 120 букв в минуту. При систематической тренировке можно писать со скоростью 150 слов в минуту.

Следует пользоваться сокращенными словами и условными знаками, создавая иногда собственную систему, применительно к изучаемой дисциплине.

РАЦИОНАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЯЙТЕ НАГРУЗКУ!

Всем известно, что планомерный ежедневный труд, систематические занятия дают глубокие знания. Но всегда ли удается выполнять эти благие пожелания? Чтобы научиться рационально распределять нагрузку, надо знать азы физиологии и гигиены умственного труда, в частности, дни оптимальной работоспособности.

Ученые установили уровень работоспособности в недельном цикле. Так, наиболее высокая работоспособность у большинства молодых людей отмечается по вторникам и средам (запомни!); в четверг она снижается и становится минимальной - в пятницу.

Полезно знать и общие сведения о трудности предметов, которая зависит от разных причин и, прежде всего, от индивидуальных способностей, интересов, наклонностей самого студента, от искусства преподавателя.

Рекомендую каждому установить для себя степень трудности изучаемых предметов. Это поможет в планировании дел. Напомню и одно правило: начинать работу надо с предмета средней сложности, затем, когда наступает наиболее высокая степень работоспособности, переходить на самый трудный и, наконец, к самому легкому.

Во время занятий следует исключить так называемые внешние помехи, раздражители: радио, телевизор, магнитофон. Те, кто считает, что может заниматься и под громкую музыку, как правило, усваивают меньший по объему материал, чем занимающиеся в тишине.

Углубиться в работу, не замечать окружающего - не каждому дано. Поэтому, начиная выполнять домашнее задание, постарайтесь найти для работы такое место, где бы не было внешних помех.

Как лучше заниматься? Одному или вдвоем? А может быть, группой в несколько человек?

В этом тоже есть свой резон. Здесь появляется возможность проверить друг друга, сообща разобрать трудный материал. Но эти преимущества сразу же теряются, если занятия превращаются в сплошную болтовню. Бывает, что заниматься сообща мешает и большая разница в степени подготовленности.

И все же попробуйте заниматься вдвоем или группой, это приучает к внутренней дисциплине.

Н. Королев, психолог

Ждем вас в библиотеке

Дорогие первокурсники! Как вы думаете, без чего вам не обойтись в учебе? Конечно, без учебников. Значит вы придете к нам в библиотеку. Она расположена в 3-м учебном корпусе на третьем этаже (вход со стороны проспекта Ватутина). В библиотеке около 1 миллиона 300 тысяч экземпляров научной, художественной и зарубежной литературы. Ежегодно ее сотрудники обслуживают 45 тысяч читателей на шести абонементах и в пяти читальных залах. Библиотека работает с 8 до 18 часов ежедневно. По субботам с 8 до 16 открыты читальные залы во втором и третьем учебных корпусах. Чтобы получить читательский билет, нужно принести паспорт и фото 3х4 см. О графике обслуживания групп в сентябре вам объявят дополнительно на факультетских собраниях.

В библиотеке ведется электронный каталог. 6 февраля 1997 года открылся компьютерный класс, имеющий прямое подключение к Internet. Большинство наших услуг бесплатные, но за некоторые (копирование, ночной абонемент) приходится платить.

Поздравляем всех с поступлением в университет и ждем вас в библиотеке.

Л. Шершнева, зав. методотделом НТБ

 

Путеводитель по университету

ДонГТУ - это девять учебных корпусов, десять общежитий, легкоатлетический манеж, бассейн, студенческая столовая и множество различных хозяйственных построек. В нашем кратком путеводителе всего, естественно, не охватить. Пройдемся лишь по учебным корпусам. Итак, в путь.

КОРПУС N 1

Здесь расположены пятизвездочные административные кабинеты ректора и проректоров, дверь в которые вам вряд ли придется открывать. Более доступные, а потому чаще посещаемые помещения профкома, клуба, канцелярии, стоматологического кабинета, Большого актового зала -все на втором этаже. И, конечно, с распростертыми объятиями вас встретят в отделе N 2, где поставят на воинский учет, и в нашей редакции.

КОРПУС N 2

Здесь есть на что посмотреть. В первую очередь, музей истории ДонГТУ, отдел технической литературы библиотеки. Особая достопримечательность - стипендиальный отдел. Если вы там побывали, да еще унесли с собой энную сумму купюр, считайте, что вам крупно повезло. Кстати, их можно тут же потратить, заглянув в буфет, который находится поблизости.

КОРПУС N 3

Излюбленное место первокурсников. Это самый большой корпус в университете, и без карты вам не обойтись. А если нет карты, то кроме учебников и конспектов берите с собой и палатку. Вдруг придется заночевать?

В 3-ем корпусе есть также достопримечательности, на которые стоит посмотреть: научно-техническая библиотека с компьютерным классом Internet, учебный телецентр, музей боевой славы. Большой наклонный зал (БНЗ).

В третьем есть и пятизвездочные кабинеты деканатов факультета экономики и менеджмента, горно-геологического, некоторых кафедр. Вам же придется довольствоваться аудиториями, многие из которых так обветшали, что соблюдение правил техники безопасности не будет излишне.

КОРПУС N 4

Это неказистое сооружение - владения факультета вычислительной техники и

информатики. Исторической достопримечательностью корпуса является его вычислительный центр.

КОРПУС N 5

Среди засилья металлургов, обосновавшихся тут, затерялись кафедры ПМ и ГЗТ. Есть здесь и буфет.

КОРПУС N 6

Характеризуется необычайной чистотой и спокойствием, что объясняется довольно просто - в непосредственной близости расположено областное управление внутренних дел. Туда именно и забирают всех нарушителей общественного порядка. В этом корпусе - обители порядка - хорошо работается всем, кто увлекается конструированием - здесь расположено студенческое конструкторское бюро (СКБ).

КОРПУС N 7

Седьмой, он, как говорится, и в Африке седьмой, а тем более возле Крытого рынка. Все там, как надо: и деканат химико-технологического факультета есть, и химические лаборатории, и институт предпринимательства.

КОРПУС N 8

Один из самых больших и современных в университете. В нем помещаются факультеты КИТиА и энергетический. Здесь есть лифт, в котором не ездят даже преподаватели. Он не работает. Однако это совсем незначительный минус, потому что после напряженной учебы и бега с препятствиями по лестнице между его восемью этажами, вы можете перекусить в большой столовой, посидеть в актовом зале. И, конечно же, посетить самый важный кабинет - медпункт (III этаж) или класс Internet (IV этаж).

КОРПУС N 9

Своим красным кирпичом и колоннами он напоминает скромную дачу “новых русских”. Уникален в отношении этажности - слева пять этажей, справа - шесть. Каждый студент, не выходя из корпуса, может посетить: “крутой” магазин “Подарки” и прикупить в дар сокурснице небольшой презент за пару-тройку сотен гривен;

деканат горного факультета (но только по специальному приглашению);

компьютерные классы, горные лаборатории и еще массу интересных мест, включая телецентр.

По корпусам нас провели студкоры “Донецкого политехника” Алексей Суставов и Дмитрий Догадайло

 

Вы хотите за рубеж?

 

Изучение иностранных языков в школе определялось общим девизом -”каждый образованный человек должен”. Но реальную возможность овладеть языком на уровне и затем его использовать вы можете получить в нашем университете. Если уровень вашей подготовленности по специальности будет достаточно высоким, то знание иностранных языков позволит пройти стажировку, практику или поехать на включенное обучение за границу согласно договоренности между нашим и зарубежными вузами, а также по линии многочисленных общеевропейских молодежных программ. Наиболее активное и динамичное сотрудничество с зарубежными вузами осуществляют такие подразделения нашего университета, как кафедры ЭВМ, ЭАПУ, экономики предприятий, разработки МПИ, маркшейдерского дела, обработки металлов давлением, АСУ, геодезии, внешнеэкономической деятельности, немецкий технический факультет. С кем они сотрудничают? Это Магдебургский и Штутгартский университеты в Германии, Западно-Вирджинский университет в США, Утрехтский в Голландии , Остравский гор о-геологический институт и др.

В соответствии с Договором о сотрудничестве с институтом экономики и менеджмента г. Утрехта (Голландия) в нашем вузе функционирует голландское отделение по специальности “Международные экономические отношения и менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятий”. Занятия ведутся по программам и методике, согласованным с голландским вузом. Часть занятий проводится на английском языке, в том числе преподавателями зарубежных вузов.

Магдебургский университет и известная во всем мире фирма “Сименс” оказывают содействие в подготовке специалистов-энергетиков на немецком техническом факультете. Всем, кто здесь учится, гарантирована языковая практика после второго курса в Магдебурге, а ряд студентов проходил там и производственную практику.

На французском техническом факультете могут обучаться все желающие студенты, избравшие специальности металлургического, энергетического и механического факультетов, даже если до этого они изучали другой иностранный язык. Изучив на первом курсе французский, на последующих большинство дисциплин они слушают на нем.

Есть в университете и английское отделение. В его группах учатся украинские и иностранные студенты специальности ВТ. Здесь учебный процесс ведется полностью на английском языке, начиная с первого курса.

На первом курсе иностранные языки учат все студенты. В конце учебного года они проходят тестирование и сдают экзамен. Те, кто покажет хорошие знания, будут изучать языки дальше по 6 часов в неделю и в небольших по численности группах. Так что, друзья, все зависит от вашего желания, способностей и трудолюбия. Пути и возможности интеграции нашего университета в зарубежную, и особенно в европейскую, систему образования постоянно расширяются. Не упустите свой шанс стать участниками этого процесса!

 

Пальцы веером, зубы шифером, или Как стать “крутым” студентом без особых хлопот

 

Как известно, первокурсники - народ забитый и неорганизованный, и “крутым” никого из них назвать нельзя, поэтому данные правила поведения могут сделать вас “крутым” хотя бы в глазах собственных сокурсников, что тоже немало, а потому начнем.

Я думаю, не стоит подробно обсуждать правила поведения на лекциях и проработках. Остановлюсь только на одном моменте, который даже при детальном рассмотрении можно упустить: сидя на лекции, не отвлекайтесь и держите ухо востро - в любой момент с языка лектора может сорваться фраза, достойная хорошего КВН-овского сценария. Лично я рекомендую завести блокнот и записывать их туда. Как показывает практика, последующее упоминание этих цитат будет вызывать у группы приступы гомерического смеха, попутно повышая уровень вашей “крутизны”. А когда выдастся свободная минута, занесите свой “конспект” в нашу редакцию(первый учебный корпус, комн. 106), и пусть он станет достоянием всего университета.

В жизни любого студента наступает время, когда нужно остановиться и оглянуться. Прокрутить в памяти прошлое, серьезно подумать о будущем, вспомнить про несданный курсовой по черчению... Это время зовется сессией. Это далеко не самое приятное событие в жизни студента, но по-настоящему “крутому” даже сессия должна доставлять удовольствие, если, конечно, он вовремя сдавал курсовые, лабораторные и расчетки. Однако растягивать это удовольствие не рекомендую. Теперь немного мистики. Если вы еще не знаете, к каждой группе прикреплен человек, называемый куратором. Теоретически, его задача состоит в том, чтобы помочь первокурсникам быстрее адаптироваться к новой для них обстановке, а также помогать в решении многочисленных проблем. Однако если таковые, не дай Бог, возникнут, то вряд ли вы сможете найти своего куратора даже с помощью спиритического сеанса, и вовсе не потому, что спиритизм - шарлатанство. Ведь для того, чтобы найти человека, надо по крайней мере знать его в лицо или по имени-отчеству, а кураторы - это обычно довольно темные личности, и студенты узнают о них чаще всего случайно и от третьих лиц. Ввиду вышесказанного нелишне будет узнать в деканате ФИО вашего куратора, а заодно такие данные о нем, как например, номер телефона. Кстати, нелишне будет заиметь аналогичную информацию и обо всех преподавателях, с которыми имеете дело. Вряд ли она вам понадобится, зато в глазах группы вы - ее обладатель - будете очень “крутым”. Но чтобы стать действительно ”крутым”, надо уяснить для себя, что университет вам, как дом родной, поэтому в корпусах и общежитиях ДонГТУ вы должны ориентироваться, как в собственной квартире. Для этого лучше всего заранее побывать во всех вышеназванных местах и запомнить их планировку, а потом представить себе, как круто будет выглядеть среди пришибленных, бегающих в разные стороны первокурсников студент, уверенно идущий к заветной аудитории. Да... эдакий Ваня Сусанин университетского масштаба...И еще: не учебой единой живет студент. Особенно “крутой” студент. Если вы можете писать заметки, рисовать, фотографировать, то вас ждут в редакции “Донецкого политехника”, а попросту в “ДП”. Помимо всего прочего, работа в “ДП” сделает вас очень “крутым” в глазах знакомых. А если вы не обладаете этими талантами, то в ДонГТУ есть еще одна организация, называемая студклубом, где вы точно найдете себе занятие по душе.И наконец, если вы еще не стали достаточно “крутым”, пустите в ход свою фантазию. А можете обратиться ко мне за консультацией -координаты мои можно узнать в редакции “ДП”.

Очень “крутой” студент II курса ФКИТиА

Алексей Суставов, наш корр.

Всегда с тобой “Донецкий политехник”

 

Газета “Донецкий политехник” выходит два раза в месяц и распространяется бесплатно. Студенты, посещающие библиотеку, могут всегда и без проблем приобрести газету в ее отделах. Мы доставляем “Донецкий политехник” и в читальные залы II и III корпусов. Ну, а если вам не повезло и многотиражку уже разобрали, загляните в диспетчерские I и III корпусов, где мы оставляем газеты для преподавателей, или зайдите в редакцию - I учебный корпус, комн. 106.

Если хотите быть в курсе всех событий университетской жизни, читайте газету “Донецкий политехник”! А если хотите быть еще и “крутым” студентом - становитесь ее автором. Милости просим!

Как студент студенту

Свершилось! Позади волнения и страхи, напряжение и тревога. Сегодня ты переступаешь порог университета победителем. Ты - студент! Сегодня открывается новая страница твоей жизни, на которой будет написано так много интересного и незабываемого, веселого и грустного, повседневного и удивительного. А мы, твои старшие братья и сестры, с гордостью приветствуем тебя в большой студенческой семье и в нашем общем доме, имя которому Донецкий Государственный Технический Университет.

Прими от нас то, что стало уже частичкой жизненного опыта, которым мы с удовольствием делимся.

Лекции - упорные попытки преподавателя превратить сосуд знаний в сообщающийся.

Практические занятия - упорные попытки студента превратить этот сосуд в бассейн, из которого вытекает больше, чем в нем находится.

Сессия - как считают студенты, сессия - это расплата за семестр. Удивительное свойство - начинается всегда не вовремя. “Вот тогда-то мы и посмеемся”, - думает преподаватель. “С нового семестра начинаю новую жизнь”, - думает студент. И так испокон веку.

Деканат - обиталище Бога в Храме Знаний. Оттуда снисходит на простого смертного студента благодать в виде золотого дождя стипендии, оттуда же карающие громы разят хвостистов.

Зачетка - своеобразное удостоверение личности студента. По фотографии в ней можно судить о внешности, а по записям - о сущности.

Каникулы - время, когда сосуд знаний накрыт плотной тяжелой крышкой. Несмотря на крышку, часть знаний за время каникул из него испаряется.

И, наконец, ДонГТУ - безбрежный океан знаний, где бурлят водовороты экзаменов, омывающие гранитные утесы науки, где в бушующих приливах и отливах знаний колышутся утлые лодчонки студенческого усердия. И где на горизонте виднеются уютные солнечные пляжи каникул. Так пусть ведут тебя по этому океану опытные штурманы - преподаватели, пусть будет тверда твоя рука на штурвале студенчества!

Попутного тебе ветра и семь футов под килем!

Дарья Макеева,

студентка II курса ГФ, наш корр.

Учредитель Донецкий политехнический институт

Наш адрес 34000, г. Донецк , ул. Артема. 58

1 - й учебный корпус ком. 106

тел. 93-15-31, 4-80

Редактор Е КОВАЛЕНКО

Верстка И. Максименко

Конвертировал В. Овсянников